Жаклинка (jacklinka) wrote,
Жаклинка
jacklinka

Categories:

Про караваны

По просьбам трудящихся начинаю серию постов про караваны и нашу поездку по Скандинавии
 

Я буду рассказывать, исходя из нашего опыта, съем в Германии, путешествие по Скандинавии. Возможно, в других местах оно по-другому.

Про караваны.

Caravan, motorhome, RV, camper.
Их стоит брать, если в основном вы находитесь вне городов. В больших городах они делают проблемы - где-то нельзя парковаться ночью кроме как в кемпинге (а кемпинги в больших городах стоят дорого), въезд-проезд может стоить денег, их невозможно запарковать в подземной парковке - не влезают по высоте, а вообще - это как полторы машины, и по ширине, и по длине. У кого-то должен быть опыт водить большую машину. Ришайон- достаточно обычного, нового, категория B (до 3500 кг). Караваны на 6 человек и более могут весить более 3.5 т и требуют ришайона категории С. Когда искала караваны, обратила внимание, что на съем в Германии совсем нет автоматов, все ручники, подозреваю, что такова ситуация по всей Европе.

Самое главное - если едете летом, в горячий сезон, караван (и соответственно авиабилеты) нужно заказать заранее, месяцев за 4-6. Я заказывала за 2.5 мес, части моделей уже не было. Нужно брать во внимание часы работы станции караванов, могут быть определенные пару часов, когда брать караван и когда возвращать, не как при съеме машины. Иногда есть станция съема в аэропорту, иногда до нее надо ехать.

Преимущества каравана - он решает проблему питания и жилья. То есть внутри кровати (у нас был на 5 мест, 2 двуспальные и 1 односпальная), стол, туалет с душем, газовая плитка, холодильник (с морозилкой), шкафчики для всего. Очень удобно с детьми, всегда горячее питание. Если устали - можно поспать и днем тоже.

Недостатки караванов, кроме парковки в городах (мы парковку в конце концов находили, но это брало время каждый раз, парковались в центре Копенгагена и Осло, не говоря уже о маленьких городах), съем каравана довольно дорогой, особенно в high season. В 2-3 раза дороже машины. Я думаю, что съем обычной машины (категория B-C) + недорогая гостиница для пары будет дешевле, чем караван + кемпинги, но для пары с детьми уже выгодно. Вообще чем больше народу, тем выгоднее, главное – ужиться всем вместе в очень маленьком пространстве каравана. И еще можно сэкономить - поехать в Песах или на Суккот, это уже будет low season, получится намного дешевле и не обязательно заказывать за полгода, но нужно учитывать фактор погоды в Европе. Можно еще экономить на кемпингах , в некоторых странах обязательна парковка в кемпинге ночью, в некоторых - нет (скажем, в Германии и Дании - обязательна, в Швеции и Норвегии - нет).

Желательно продумать и просчитать всю дорогу заранее. Я пользовалась программой Microsoft Autoroute. Она оказалась слишком оптимистичной и дорога брала у нас в 2-3 раза больше времени, чем насчитала программа.

Нужно обязательно приобрести карты дорог, как можно более подробные (я заказывала на Lametayel), а также взять GPS. И то, и другое обязательно, и не заменяет одно другое.  

Караван имеет смысл брать на как можно большее количество времени. Почему? Во-первых, часто есть минимум дней съема, это зависит от станциисъема и модели каравана. Во-вторых, часть дней поездки пропадает на забрать караван, отмыть караван, сдать караван. В нашем случае забирать нужно было вечером (с 15 до 17), а сдавать утром (с 9 до 10). Кроме того, один вечер ушел на отмывание каравана, его получили идеально чистым и нужно было сдать идеально чистым. То есть 2-2.5 дня у нас пропали (правда, в день сдачи самоелет у нас был только вечером и мы успели погулять по Гамбургу).

В Израиле есть 3 компании по заказу караванов (верно на лето 2009):

Бандана http://www.bandana.co.il/

Motorhome http://www.motorhome.co.il/

ראלי קרוואנים  http://www.caravanim.co.il/

Мне порекомендовали Бандану, мы заказывали у них, сервисом вполне довольны.

Есть много сайтов за границей, в том числе сайты самих компаний, например, нам Бандана заказывала в http://www.drm.de/. Возможно, это выйдет дешевле, если без посредников, но если что-то выйдет не так, с посредником проще разобраться.

Вообще путешествие с караваном нужно планировать намного сильнее, чем просто путешествие. Потому что это влияет и на выбор каравана.

Как выбирать караван.

На выбор каравана влияет много критериев.

Цена (понятное дело, и кстати, дешевый не означает плохой, наш был один из самых дешевых, но вполне приличный, и совершенно новый, до нас сдавался 2 раза)

Количество и размер спальных мест (скажем, сиденья и стол тоже раскладываются в спальное место, но у нас оно было короткое по длине для взрослого и примерно полуторной ширины, то есть одного ребенка уложить можно). Если есть возможность, взять с запасом и не раскладывать каждый раз стол и сиденья.

Длина каравана. Если вы будете пользоваться платными дорогами, мостами, паромами, караван до 6 метров могут счесть за простую машину (легковушку), и взять меньше плату. В нашем случае цена за переезд по мосту Копенгаген-Мальме отличалась в 2 раза, до 6 метров и более 6 метров, на паромах, соединяющих фьорды в Норвегии разница была тоже существенной.

Расположение ремней для пассажиров. Имеет смысл попросить установить ремни около окон для лучшего обзора (насколько я поняла, это делает станция).

Размер суммы участия (иштатфут ацмит) в случае аварии или порчи. Он также зависит от модели каравана. Стоит сделать страховку возврата этого участия (битуах эхзер иштатфут ацмит), это дешевле сделать в Израиле,  мы делали в Фениксе вместе с остальными страховками. Кстати, нужно проверить, что страховка возвращает стоимость полетов и каравана в случае экстренной отмены поездки (тьфу-тьфу-тьфу).

 Расход топлива. Есть более экономные модели, но их съем дороже.

Расположение туалета-кроватей-сидений внутри. Желательно кровати подальше от двери туалета, сиденья пассажиров должны обеспечивать хороший обзор во время езды.

Что брать с собой.

Совет первый – вместо чемоданов брать сумки или баулы. Что-нибудь максимально складывающееся. Отделение для багажа в караване очень маленькое, вся площадь отдана под жилой отсек.

А дальше – всевозможные советы, найденные на просторах инета, брать:

Одноразовую посуду (в Европе она очень дорогая), одноразовые перчатки, тряпочки, мешочки.

Насчет посуды вообще – можно купить за 40 евро набор посуды и сковородок для каравана. Я их набору не доверяла и везла все свое (здоровый баул)  - посуду, сковородки, кастрюльки итд.

Растворимые супы, шкедей марак, специи

Большую миску или тазик – носить посуду в мойку.

Полотенца, постельное белье (опять же есть возможность снять за нереальные деньги)

И вот такой совет нашла: короткий шланг для воды 2-3 метра и переходники для воды ½ и ¾. Мы взяли, пригодилось набирать воду. Хотя у каравана есть свой шланг, но он не всегда был удобен.

Остановки на ночь.

В принципе есть 2 опции: ночевка в кемпинге и не в кемпинге («сухая» парковка). В некоторых странах ночевка не в кемпинге запрещена (например, Германия, Дания), в других разрешена (Швеция, Норвегия). В Дании мы еще видели третий вариант – ночной паркинг для автобусов, грузовиков и караванов, платный, но намного дешевле кемпинга.

У кемпингов есть система звездочек, как у гостиниц, чем звездее, тем дороже. И еще чем ближе к городу или главной дороге, тем также дороже. В городе вообще дорого. В особо звездатых кемпингах есть еще развлечения помимо просто ночевки, они часто расположены на море\озере, туда люди ездят отдыхать на целый день. Например, в одном кемпинге мы бесплатно катались на байдарках. Часто есть детские площадки, песочницы. В большинстве кемпингов есть душевые, часто за дополнительные деньги и стиральные-сушильные машины, тоже за деньги. Но в принципе что нужно от кемпинга – слить туалетную емкость, слить «серую» воду (использованную), набрать новую воду, подключиться к электричеству – то есть зарядить батарею, нагреть воду, воспользоваться электроприборами, если взяли с собой. Не обязательно это делать каждый день, воду и караван ночью можно греть и газом, воду можно набрать на бензоколонках, иногда попадаются станции для сливания воды и туалета прямо на дороге, стоит специальный значок. Мы останавливались в кемпингах через день, а то и через 2. Кемпинги находились по указателям на дороге, их видно на GPS, а если есть доступ к интернету (он часто есть в кемпингах, Макдональдсах итд) ,можно посмотреть тут http://www.eurocampings.co.uk/en/europe/ - это сайт кемпингов, принадлежащих к организации ASCI. Далеко не все кемпинги к ней принадлежат.  На автозаправках и в самих кемпингах иногда есть книжечки - карта страны с кемпингами, бесплатная.

Ночевки не в кемпинге. Это автозаправки, а также паркинги по дороге, такие ответвления дороги, отмечены знаком. Там, как правило, есть туалеты, часто есть детские площадки. Все бесплатное. Еще мы несколько раз ночевали просто в лесу, съехав с главной дороги (главное- выбрать правильный лес, где много черникиJ).

В момент получения каравана

Вам проводят инструктаж, как чем пользоваться, что в караване есть и как оно работает. Инструктаж быстрый, информации очень-очень много, очень важно присутствовать всем взрослым, слушать в оба и задавать много вопросов. Особое внимание – спросить, что делать запрещено или не стоит (например, нельзя во время езды использовать газ, в том числе для работы холодильника и нагрева воды). Совет в интернете – внимательно осмотреть караван и сообщить персоналу о всех найденных неисправностях и поломках, включая царапины на корпусе машины, они должны их записать, иначе вас могут обвинить в причинении этих неисправностей при сдаче каравана и взять штраф. Вообще там много штрафов, за опоздание на сдачу машины, за поломки, за то, что сдали машину не в идеально чистом виде (с нас требовали чистоту внутри, снаружи не требовали). Мы опоздали на полчаса и недомыли холодильник J, но с нас штраф не взяли J

При получении каравана нужно узнать, куда звонить в случае поломки и в случае аварии.

При получении каравана с вас берут сумму, типа штар битахон с кредитной карты. Зависит от каравана, с нас брали 1200 евро. Прямо берут и проводят кредитку, сволочи. Через месяц они должны это вернуть, если все в порядке. Нам вернули через 20 дней полную сумму.

Деньги

Караван – это удовольствие дорогое. Хотя чем больше едет народу, тем дешевле получается на человека.

 Стоимость поездки состоит из

Билетов (оплата заранее)

Каравана (оплата заранее)

Страховка на всю семью включая эхзер иштатфут ацмит на водителя

Штар битахон (вернут, но сначала могут успеть снять со счета)

Топливо (дизель) – мнооогооо, эта сволочь жрет как не в себя

Кемпинги, платная парковка в городе (приготовить монетки), платные дороги, мосты, паромы

Жратва в супере – все равно получается много, как заходишь в супер, все хочется попробовать, сыры-мяски-колбаски-рыбки, а холодильник под рукой...я за эти 2 недели растолстела на 3 кило, при том, что мы и двигались много.  Дети каждый день требовали мороженое J

Входы в музеи, сувениры

Полезные линки

Сайт с общей информацией http://www.caravan.co.il/

http://www.motorhome.co.il/template/default.asp?PageId=336&catId=7&maincat=1 – как управляться с караваном

http://en.camping.info/Search.aspx?showTab=map кемпинги в Европе

http://www.tapuz.co.il/blog/userBlog.asp?FolderName=caravan блог Давида Френкеля

Апдейт - может создаться впечатление, что я написала много негатива, что недовольна, жалею о поездке. Это не так! Было очень-очень здорово, мы залезли в такие места, куда без каравана было бы не попасть. Это страшно удобно с детьми! Их можно кормить нормальной домашней горячей едой! Это возможность ехать куда хочешь и ночевать тогда и там, где удобно. Это возможность дать детям (и взрослым поспать днем). И вообще приключение.
А написала я потому, что съем каравана - дело сложное, и есть много подводных камней, для того, чтобы путешествие было в кайф, нужно уметь их обходить.
 

              Караван    
Это наш караван 

Стол
Сиденья для пассажиров и стол   


Кухня
Кухня
 Кровать
Верхняя двуспальная кровать

 

 

Subscribe

  • Сказка наоборот - сказка о Кубике (для сообщества)

    В самые новейшие времена, практически завтра вечером, на одном сталелитейном заводе из остатков стального сырья отлили Кубик. Полежал кубик в поддоне…

  • Night Walk

    Выполняю очередное задание текст-тренинг - описать прогулку в темноте. Что-то меня в последнее время не хватает кроме как на коротенькие задания :(…

  • О пользе непослушания

    Моя младшая упряма, как сто диких ослов. Или как тысяча. Иногда мне кажется, что мир еще не видел такой упрямой и непослушной девчонки. По вечерам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 29 comments

  • Сказка наоборот - сказка о Кубике (для сообщества)

    В самые новейшие времена, практически завтра вечером, на одном сталелитейном заводе из остатков стального сырья отлили Кубик. Полежал кубик в поддоне…

  • Night Walk

    Выполняю очередное задание текст-тренинг - описать прогулку в темноте. Что-то меня в последнее время не хватает кроме как на коротенькие задания :(…

  • О пользе непослушания

    Моя младшая упряма, как сто диких ослов. Или как тысяча. Иногда мне кажется, что мир еще не видел такой упрямой и непослушной девчонки. По вечерам…