Жаклинка (jacklinka) wrote,
Жаклинка
jacklinka

Categories:

Непал. Пашупатинатх и приключения мутона

Следующим нашим пунктом в Катманду был Пашупатинатх. По Википедии - "индуистский храмовый комплекс". Девочки попросили Сурендру  - "отвезите нас туда, где сжигают трупы". Что ж, тоже аттракция, хотя я бы самостоятельно туда не напросилась.
Странное, мрачное, напряженное место. Сначала долго поднимаешься в гору - вдоль почти обычных туристических киосков с грязными сувенирами и бутылками воды без холодильников. В двух киосках разложена в лоханках яркая минеральная краска. Красной краской рисуют тику на лбу, а все остальное - видимо, для окраски сари.
Затем начинаешь чувствовать омерзительный запах. Запах становится жутким, невыносимым - и вот выходишь на площадь перед мелкой грязной речкой, где на той стороны реки на пьедесталах жгут костры. Да, ты понимаешь, что вот прямо здесь, перед тобой эти люди сжигают мертвых. Сжигают своими руками.  В Израиле я совершенно отвыкла от кремации, поскольку она не принята в иудаизме, и поэтому мне жутко это видеть и этим дышать.
Хотя мозгом я понимала, что они - не мы, они из другого теста, у них 80 тыс жизней, и от удачного погребения - сжечь все, что осталось от жизни, и спустить вниз по реке - зависит удача в следующей реинкарнации. И это самая главная в их жизни удача, в какой касте родишься - брамином или неприкасаемым, воплотишься в бабочку или в дерево...
При нас погребением занимались две семьи и у нас была невольная возможность пронаблюдать весь процесс - как тело покрывают соломой, как поджигают. Я понимала, что мертвому было уже безразлично, но все равно это было ужасно. Вокруг стоал густой дым, в нос забивался жуткий запах...И все это время тебя дергают за рукав просители подаяний, продавцы бусиков, четок и грошовой мелочи.
Наконец, мы перешли через мост и поднялись чуть выше по реке. Река называется Багмати, она мелкая и очень грязная, и теперь понятно, почему.
Выше по реке были пьедесталы для погребения браминов и королей. Ничего особенного, никаких украшений, если не знать, что это менто для знати, то и не скажешь.
А над ними - внезапно - самый главный в мире, пятитысячелетний храм Шивы - главного индуистского бога. Сурендра сказал, что обычно сам храм не видно - настолько это место запружено паломниками, но сейчас из-за ковида было относительно немного народу. Как выяснилось, не-индуистов в индуистские храмы не пускают,  это общее правило, и довольно шовинистическое с моей точки зрения. Мне, конечно, очень хотелось попасть в Самый Главный храм Шивы, но пришлось удовольствоваться всего лишь наблюдением издали.
Мы находились на другой стороне реки, напротив храма. И там стояла череда из одинадцати беседок, посвященных Шиве. Перед  каждой беседкой сидел каменный буйвол - именно по буйволу можно понять, что святилище посвящено Шиве, поскольку буйвол - это земной транспорт Шивы. Входы в беседки были украшены всевозможными страшненькими демонами и полубогами - они защищают само святилище. А святилище представляет собой лингам. Я никогда не видела лингам своими глазами, только читала о них. Действительно ли это неприлично - нуу, смотря как на это посмотреть🙂
Хотя это определенно про рождение и про жизнь. На другом берегу от пьедесталов смерти.
А напротив, в главном храме, говорят, находится главный лингам. Но нам сие неведомо, туда не-инопланетян не пускают...
Маленький бык-буйвол напротив беседки был похож, скорее, на большую мышь или на дамана, а между беседками сидели и валялись странные разрисованные красно-оранжевые садху - заросшие, лохматые, веселые, белобородые.

Садху - странствующие аскеты, йогины, почитаемые как святые, отказавшиеся от материальных  и чувственных удовольствий и заодно от всех обязанностей.  Не уверена, что встреченные нами садху были именно такими святыми, скорее, они выглядели развеселыми наркоманами, но, возможно, первое не исключает второе.
Садху живут исключительно подаяниями. В общей мрачной атмосфере мрачного места от этих разноцветных бездельников исходила такая аура веселого пофигизма, что я немедленно выдала им денежку - пусть им и дальше будет хорошо. Меня тут же усадили рядом - благословлять и весело фоткаться. Вот только обниматься я с ними не захотела - коронавирус там всякий, и еще, возможно, вши, в роскошных мохнатых бородах и дремучих дредах.
Так что меня благословили почти святые садху. Я еще и одной с ними цветовой гаммы оказалась, еще немножко, и приняли бы за свою.

После Пашупатинатха мы пошли вкушать пищу телесную. Сурендра отвез нас в местный ресторанчик для иностранцев и богатых непальцев - ощутимо дороговатый для Непала, ну да ладно, посмотрим, чем кормят в Непале иностранцев. Я, как всегда, решила выбрать в меню что-нибудь самое странное. В цивилизованных странах этот подход срабатывал на ура, но в Непале дал сбой.
Я заказала непальский суп и некое блюдо из мутона (mutton, мутоновой овцы). Сначала принесли суп. Я, в принципе, люблю острое, но после пары осторожных ложечек я поняла, что есть этот суп просто физически невозможно. Это был не суп, а чистейший оранжевый соус табаско с плавающими в нем для приличия кусочками лапши и морковки. Не суп, а кипящая пламенем лава всех подземных вулканов Катманду! Чтож суп не удался, в блюде "суп" оказались съедобными только два маленьких тостика, и я приготовилась к встрече с мутоном. Уж мутон-то должен не подвести...
Мутона пришлось ждать довольно долго. Сначала, полагаю, его ловили, потом долго уговаривали...Не знаю, о чем с ним договорились, но мутон оказался еще большим пройдохой. Словом "мутон" эти кухонные террористы назвали десять маленьких абсолютно резиновых кусочков неизвестной хрени, усыпанных перцем так густо, что происхождение хрени установить уже было невозможно.
Больше заказывать ничего не хотелось, но голод не тетка, и партизаны не сдаются. Я сидела и раздумывала, как из двух несъедобных блюд  соорудить нечто съедобное. И придумала. Минус на минус дает плюс, правильно? Я взяла и начала купать вырвиглазного мутона в вырвиглазном супе.
Искупанный мутон оставался все таким же резиновым, но его хотя бы удалось отмыть от щедрой толщи перца. И я даже смогла осилить треть этой гребаной овцы.
Забегая вперед - нам так и не удалось искупать слонов, но галочку по купанию экзотических животных я все же поставила - я  купала непальского мутона в непальском супе! Будем надеяться, что ему понравилось.
Рядом с нами сидела компания "распальцованных" , вальяжных местных, и и они страшно напоминали "малиновые пиджаки" начала девяностых. Те же взгляды, те же движения, те же золотые цепи на бычьих шеях - совершенное дежавю.
Им наверняка не придет в голову купать мутона.

Иллюстрации

Продавец сладостей
В мешке - полые жареные шарики, которые прямо на улице начиняют разными начинками - овощами, орехами, сухофруктами. Здесь, мне кажется, сладкая начинка.
Я не попробовала - мне показалось негигиеничным такое тесное знакомство с местными микробами в первый же день


Дорога в Пашупатинатх. Четки и минеральная краска.


На том берегу полувысохшей речки все и проиходит. Вот у этих толп нарядных людей. У них 80 тыс жизней, и для них смерть - всего лишь окончание одной из них.


Готовят погребальный костер


Жуткий, абсолютно омерзительных запах


А здесь постаменты для брахманов и королей


И надо всем этим - пятитысячелетний, главный храм Шивы, который можно только сфотографировать, но нельзя увидеть изнутри.


А у нас - сквозные беседки с демонами, охраняющими лингамы Шивы. Фотография всех беседок насквозь. Этакая арочная рекурсия.


И сам лингам. Судя по Википедии, все бывает гораздо физиологичней. Так что это еще очень приличный и скромный лингам.
И, конечно, это уже про жизнь -  зарождение жизни и зарождение Вселенной


Вот они - разноцветные, радушные, благословенные бездельники садху.
А между ними попа быка - личного транспорта Шивы. Бык ждет, пока Шива в лингаме сотворяет Вселенную.


Ну разве не лапочки? Очень солнечные.


На обратном пути - снова минеральная краска и тканые картины из шерсти


Например, такой шерстяной непальский котик с лисьими ушами.


Переходим к пище телесной. Вот он, супчик-вырвиглазик.


А это порция соседки. Она заказала салат. Вот он - непальский классический салат. И никакой мелкой нарезки, о ней здесь даже не слышали. Этакое лего, собираемое в желудке.
В пиалке, разумеется, соус - вырвиглазик.


А вот и он - знаменитый мутон в мутоновом пальто из чистого перца! Морковка, кстати, вполне съедобная.


Жевать мутона - не пережевать. Примерно так (гифка из обезьянок Сваямбунатха):

Tags: Непал-2021
Subscribe

  • Вирусная щетка

    Пластиковая массажная щеточка для моих необъятных ляжек, заказанная месяц назад из Китая, наконец-то начала подавать признаки жизни, ну то есть…

  • Тайна исчезновения кошачьего корма

    Как я уже рассказывала, в огороде у нас живут котопоты. Четыре наглых котопота - Муца, Белка, Маска-Каска и Джессин брат. Муца - цыганская хозяйка…

  • ДыРы 48

    В этому году я пожелаю себе просто жить. Быть здоровой и наслаждаться каждым моментом жизни. Потому что возраст, зараза такая, стоит за дверью.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments

  • Вирусная щетка

    Пластиковая массажная щеточка для моих необъятных ляжек, заказанная месяц назад из Китая, наконец-то начала подавать признаки жизни, ну то есть…

  • Тайна исчезновения кошачьего корма

    Как я уже рассказывала, в огороде у нас живут котопоты. Четыре наглых котопота - Муца, Белка, Маска-Каска и Джессин брат. Муца - цыганская хозяйка…

  • ДыРы 48

    В этому году я пожелаю себе просто жить. Быть здоровой и наслаждаться каждым моментом жизни. Потому что возраст, зараза такая, стоит за дверью.…