Жаклинка (jacklinka) wrote,
Жаклинка
jacklinka

Categories:

Каунас, город-призрак (дописываю понемногу..)

Приезд в Каунас пришлось распланировать немного странно - поскольку все музеи работают там считанные часы вокруг полудня, то сначала мы решили заехать в Музей Чертей, затем заселиться в очередную квартиру, оставить там детей насовсем, и тогда мы с Максом ненадолго съездим в музей Чюрлениса.
Так и сделали.
Каунас после Клайпеды и Вильнюса показался мне более современным и, пожалуй, более неухоженным. Он напомнил скорее города российской глубинки, как я их запомнила, - достаточно советского официоза и панельных зданий, в последний раз крашеных еще, наверное, при Брежневе. Некоторые вообще напоминали съемки времен второй мировой войны со следами бомбежки. А на улицах то и дело попадались огороженные окопы. В окопах увлеченно копались тракторы и окопокопатели в оранжевых жилетах, но от этого они окопами быть не переставали.

Мы быстро нашли Музей Чертей.
Нужно сказать, что у нас дома уже много лет живут черти из этого музея, раньше они жили на книжной полке, а теперь переехали на чердак. Черти действительно устрашающие, их когда-то привез отец Макса именно из этого музея в Каунасе.
Черти там классные. Совершенно разные - есть действительно страшные, а есть смешные. Есть живые, есть чисто декоративные. Но самое замечательное, что это не просто черти - это сюжеты. Это рассказы об Джекиле и Хайде внутри самого человека. Это последовательное изображение всех человеческих грехов, перенесенных в фигурки с рогами и хвостом.
Говорят, это единственный в мире музей чертей. Есть сотни музеев ангелов, а все черти мира собрались в Каунасе. Это даже почище горы Брокен будет, если подумать. Чертовское место :)
Музей основан на коллекции литовского художника Антанаса Жмуйдзинавичюса (ну и имечко - без бутылки не выговорить!). Это ж нужно быть воинствующим атеистом, чтобы собрать у себя дома столько чертей! Вообще художник считал число 13 счастливым для себя, ну и потом начал собирать чертей. Сначал хотел собрать только чертову дюжину чертей, но черти этим не ограничились. Он все приходили и приходили, в то единственное в мире место, где их не боятся и любят. Когда в коллекции оказалось 1000 чертей (тысяча чертей и сундук мертвеца!), художник решил, что черти уже выгоняют его из дому (другой вариант - черти потребовали дворец и быть владычицей морскою!). И тогда он передал коллекцию государству, и что интересно, государство заинтересовалось и приняло, и на ее основе открыли музей. (в 1966 году! В разгаз атеизма! Не иначе как черти нашептали нужным чиновникам). Сейчас в коллекции 3000 чертей, и они все приходят и приходят. Кроме чертей, принимают также некоторых ведьм и леших. Один черт, как говорится.
Вообще отдельная тема посвящена жене черта. Иногда она представляется прекрасной женщиной, также, как черт-соблазнитель представляется красивым мужчиной. Иногда она - старая карга, ведьма вроде нашей баба-яги. Иногда у черта есть целая семья с детишками-чертятами, и это уже совсем весело.
Считалось, что черт создал деньги и научил человека ими пользоваться; что касается алкоголя, то мнения разделились: одни считали, что это изначально адский напиток, другие, что первая рюмка - Богу, вторая - человеку и третья - уже черту. То есть, пьянство начинается только с третьей рюмки. Или бокала вина, кружки пива итд.
Считалось, что черта можно встретить везде, в лесу, в чистом поле, даже на рабочем месте (а я добавлю, что начальники - это всегда переодетые черти). То есть, они реально видели и ловили чертей безо всякой белой горячки.
Ночь - вообще время черта, как и прочей нечисти, а прогоняет черта, разумеется, петух. Вот зачем мне, оказывается, ленинградский петушок.
Иногда черт чертовски умен, а иногда, наоборот, глуп, и его можно обмануть.
Также черта можно "переключить" с коварных планов на полезные по хозяйству дела, например, в известной литовской сказке "Невеста мельника", где черта удачно приспособили крутить мельницу.
Это так, краткий конспект.
Для меня весь музей был, скорее, музеем сюжетов, и я с удовольствием читала все таблички о чертях.
Детям же, к сожалению, черти ничего не говорят - в нашем современном мире и еврейской мифологии в принципе их нет в таких количествах :) Есть главный Сатана, но у него совсем другая работа, и до обывательской еврейской жизни ему никакого дела нет.
Я честно пыталась перевести надписи и рассказать о чертях в христианском мире, но детям это быстро наскучило и они переключились на обычное детское времяпровождение - подколы и стычки. То бишь, начали драться прямо в музее. Если бы там были смотрители, я бы объяснила им, что детей черти попутали. Но смотрителей, к счастью, никаких не было, и витрины, тоже к счастью, они не разбили. А то было уже дело - в греческом городе Иоаннина Томас разбил лоб до крови о витрину с книгой 14 века. Томаса тогда вывели из музея, чтобы не разбил что-нибудь еще.

После чертей дети заявили, что они страшно голодные, и мама полезла в трипадвайзер искать что-нибудь покушать. В Литве уличные кафешки очень дешевые, поэтому мы окончательно избаловались. В качестве ближайшей едальни оказался ...японский ресторан KAMAKURA. Ну, литовскую кухню мы уже пробовали, поэтому почему бы и нет? Вика со мной согласилась, консервативные Макс с детьми сопротивлялись, но кто же их спрашивает? В общем, мы пошли. Ближайший ресторан оказался через несколько улиц через обязательные окопы. Окопы плохо координировались со светофорами и пешеходными переходами, и приходилось идти где и как попало.
Ресторан оказался удивительным. Нас обсуживал настоящий японец (вот такой http://www.kamakura.lt/), еда была аутентичной японской и невероятно дешевой, а порции такими огромными, что мы, включая Макса, просто физически не смогли все это съесть. Вот тут есть меню, если кому интересно: http://www.kamakura.lt/index.php/meniu-japonu-virtuves-patiekalai/menu-in-english. К каждому блюду прилагался небольшой овощной супчик и салат из капусты. Дети капусту не едят, так что мне пришлось съесть все детские салаты, и я перевыполнила план по капусте на неделю вперед. В результате Вика, я и Макс налопались до ушей, а дети крутили носами, им еда неправильно пахла :) В Израиле японская еда в тренде и невероятно дорога, так что мы получили в Литве еще и неожиданное японское удовольствие.

После японцев мы медленно понесли раздувшиеся животики обратно к машине через окопы. И поехали заселяться в нашу очередную квартиру, где нам предстояло провести две ночи.
Квартиру я выбрала в старом, довоенном районе, в деревянном доме. Я люблю за границей снимать квартиры в старых домах, так лучше чувствуешь атмосферу города, пусть даже и сами квартиры будут чуточку неудобными. В Каунасе у нас был довоенный двухэтажный дом среди такого же одно-двух этажного совершенно дачного района в центре города. В садах росли неизменные яблони и груши, и лежали полные поленницы. Насколько я понимаю, до войны часть домов здесь принадлежала евреям, а после войны их заняли литовцы. В Каунасе был концлагерь типа Освенцима, там сейчас находится музей "9 Форт". В музей мы не пошли - Элинор еще маленькая, ей еще рано, да и поездка планировалась как радостная и развлекательная - это подарок на бар-мицву Томасу. Но мне было приятно снять жилье в бывшем еврейском районе. Возможно, и наш дом когда-то принадлежал евреям, я не решилась спросить.
В доме была настоящая печь, правда, неработающая, а еще в каждой комнате и кухне висели люстры-подсвечники. Каждая люстра представляла собой массивный черный канделябр на 5-8 свечей, причем свечи были оплавлены - видимо, здесь часто были перебои с электричеством. В центре каждой люстры висела электрическая лампа, совершенно незаметная на фоне этой свечной готики.

Мы оставили детей в квартире, а сами полетели в музей Чюрлениса. Я знакома с Чюрленисом еще с институтской программы по искусству, а Макс был с ним совсем незнаком: Чюрленис не принадлежит к громким именам. Для меня это гениальный художник, так же, как Ван Гог, родившийся не в свое время, неоцененный современниками, и так же, как Ван Гог, нищий художник, не сумевший продать свои картины. Его оценили только после смерти, а умер он фактически от безденежья и депресии, перешедшей в физическое заболевание.
Не могу сказать, что вживую его картины произвели на меня сильнейшее впечатление, может быть, в этой музей нужно приходить одной и подолгу медитировать возле каждой картины. Но в любом случае, мне было важно к нему придти и вглядываться в его произведения. Может быть, они просто не видны с первого раза.

После Чюрлениса шел дождь.
Мы вернулись в квартиру, где, оказывается, дети нас потеряли, хотя нас не было всего часа полтора. Видимо, мы были в гостях у Чюрлениса где-то совсем далеко. Мы сидели и ждали, пока кончится дождь, и я фотографировала сквозь окно, с высоты второго этажа, мокрые яблони и мокрые поленницы, и мокрую детскую горку, вырастающую из детской средневековой деревянной башенки. Такое игрушечное гномье средневековье, мокрое и яблочное.
Это был первый наш дождь в Литве за целую неделю, и было как-то странно и непривычно просто ждать, пить чай и смотреть в окно.
Наконец, дождь кончился, и мы поехали в старый Каунас, хотя до него можно было дойти пешком. Старый Каунас - это длинная пешеходная улица, где по сторонам в двухэтажных домах открыты магазины и кафе; здесь почти не было окопов и развалин. Стемнело, но фонари еще не зажигали. Фонари в Каунасе особенные - это фонари-клумбы, такой литовский милый биденмейер, продолжающий вышитые занавески и льняные фартуки в окнах. Магазины были уже закрыты, а может, они не открывались вовсе и существуют только в виде витрин в этом городе-призраке. Все-таки Каунас немного город-призрак несмотря на свою величину и конкретность. Мы прошли по пешеходной улице до самого конца. Она уперлась в городскую церковь, на широкой крыше которой шел концерт со светомузыкой. Она уперлась в небольшую площадь, на которой стоял памятник Бургомистру, то ли первому, то ли вообще. Бургомистр до боли напоминал Черчилля.
Возле крыльца городского холла были разбросаны розовые лепестки, и дети собрали их, и устроили розовый ночной дождь.
По стенам ходили тени несообразно с проходящими людьми.
Мы дошли до Каунасского Замка, а затем прошли все это пешеходное пространство в обратном порядке. Дети потребовали блины, но ни в одном из открытых пабов и ресторанчиков почему-то не было блинов. Все-таки Каунас - город-призрак, а призраки, как известно, пьют только горючие напитки (spirits), а блинов не едят, а то поплотнеют и не смогут протискиваться между мирами.
Tags: Литва - 2018
Subscribe

  • Конец зимы

    Стоит только нам открыть новое, наше собственное озеро, как туда приходят чужие люди, вбивают столбы, протягивают забор и всячески облагоустраивают…

  • Первый июньский дождь за 25 лет!

    Я ехала с включенными дворниками и молила, чтобы он не кончался. Я хотела под ним промокнуть, как цуцик. Потому что первый настоящий летний ливень за…

  • Воспоминания Королевы

    Выполняю литзадание по воспоминаниям героев. Написалась модная душещипательная хрень типа "берем отрицательного героя и показываем, как он дошел до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments

  • Конец зимы

    Стоит только нам открыть новое, наше собственное озеро, как туда приходят чужие люди, вбивают столбы, протягивают забор и всячески облагоустраивают…

  • Первый июньский дождь за 25 лет!

    Я ехала с включенными дворниками и молила, чтобы он не кончался. Я хотела под ним промокнуть, как цуцик. Потому что первый настоящий летний ливень за…

  • Воспоминания Королевы

    Выполняю литзадание по воспоминаниям героев. Написалась модная душещипательная хрень типа "берем отрицательного героя и показываем, как он дошел до…