Жаклинка (jacklinka) wrote,
Жаклинка
jacklinka

Categories:

Увиденное

Пытаюсь собрать мысли в кучку и написать о том, как мы с Олей zanudka ходили на прошлой неделе на выставку наивного искусства.
Это было хорошо. Это было очень хорошо. Собственно, всегда, когда мы с Олей куда-то ходим, это получается хорошо. Как у людей, которые думают в одну сторону и у которых эти мысли соединяются, как кусочки паззла.
А окружающее наше все прифигевает от этих новых кусочков и начинает слегка подглючивать. Оборачивается изнанкой, оборачивается смыслами, оборачивается самыми выпуклыми и впуклыми своими сторонами и глючит напропалую, уже никого не стесняясь.
Выставка началась для меня с ананасоголовых теток в витрине и отдельно их ног, торчащих из стены и взобравшихся под потолок. Ног хватило бы на целый взвод ананасов или, скажем, на сороконогую индийскую свастику. Не фашистскую, а ту, которую символ солнца и колесо вселенской фигни. Вселенская фигня была одета в разноцветные чулки, колготки и леггинсы: черные, цветные,в горошек и полосочку. Собственно, такова вселенская фигня и есть: многоногая, в горошек и полосочку.
Но это так, преамбула.
А амбулой, собственно, была сама выставка.

Вот здесь мне придется говорить словами, потому что основную часть выставки я сфотографировать не смогла - вокруг сидели зоркие наблюдающие тетеньки.
Художников-немцев (выставка была от посольства Германии) было несколько. Имен я, разумеется не запомнила, по детской дурости и наивности - я ж пришла сюда картины смотреть, а не с художниками знакомиться!

У первого на картинах были горожане. Упитанные, округлые, немного карикатурные немецкие бюргеры: они ходили по улицам, пили пиво, играли в шары, катались на лодках. Все - будто близнецы-братья: практически на одно лицо и фигуру, братья-гномы, клоны Великого Бюргера, Джон Малкович, обнаруживший себя во всех окружающих лицах. И вся их жизнь, повседневная и праздничная - налицо, как мультфильм, как комикс, с продолжениями, с историей.

У другого художника на картинах была деревня. Тщательно, во всех подробностях прорисованная немецкая, по-видимому, деревня со всеми ее животными и человеческими обитателями - и дороги, и дома, и все, что достает взгляд в окнах, внутри этих домов.
Что сразу бросилось в глаза - никакой современности: ни машин, ни даже тракторов. Только лошади с повозками и амбары с сеном. И кругом люди - разные, в рабочей или нарядной одежде. Конкретное время года: зеленое лето, желтая осень, белая зима, ярких конкретных цветов:
цвета зеленого фломастера, а небо - непременно голубого.
Тогда мне все это показалось стилизацией под детские рисунки - с плохо прорисованной перспективой и старательно перечисленными мелочами: чашкой чая на столе сквозь окно, рядом с застеленной кроватью; обязательным петушком на крыше, ватными кругленькими облачками. Или иллюстрациями к детским книжками: вроде тех "рассказывательных" книжек, для развития словарного запаса. А также сильно напомнило "мужицкого" Питера Брейгеля - те же подробности быта, но без характерного брейгелевского сарказма и карикатурности.

А потом поняла: а ведь нет. Ведь эти картины нарисованы сейчас, в двухтысячных. Значит, это - не просто деревня, это - воспоминание. Это признаки ушедшего времени в прошлое времени, идеализированного - глазами ребенка, глазами того, кто не судит, кто еще не различает недостатков. И еще - это рай. Это личный рай художника, сочиненный им и выстроенный им самим - в небесах, в голове, в глазах тех, кто пришел на выставку. Идеальная деревня, идеальное время и пространство для жизни.
То, чего уже нет на Земле.

Были еще всякие разные картины. Что их объединяло - все до единой решительно были иллюстрацями к детским книжкам. К ненапечатанным детским книжкам, когда образ уже появился, но еще не воплотился в слова.
Были картины, которые хотелось разрезать на тысячи частей, как паззлы, и затем собирать часами. Например, картина "Европа" - собранные в один город-панно знаменитые здания и уголки городской Европы. Мы стояли перед картиной и угадывали: что откуда. Угадали далеко не все: сколько еще осталось в старой доброй Европе недогулянных мест!
Были плоские картины-сцены, в которые хотелось поставить объемных кукол-актеров; были картины, из которых хотелось вырезать людей, как куколок и срочно начать переодевать их.
Была целая серия картин-коллажей, составленные из миниатюр размером в спичечный коробок: воспоминания, осколки жизни, ассоциации, признаки мест, времен и людей.

Мы ходили и читали смыслы, и смыслов у этих "детских", наивных картин, оказывалось больше, чем у самых современных, постмодернистких, шокирующих картин и инсталляций.
И это было хорошо.

А потом вышли и пошли вверх по Дизенгоф. И выставка вышла из павильона и пошла вместе с нами.
Наивное искусство было везде: в каждой витрине. Бесконечная череда свадебных платьев напоминала о повторяющихся свадьбах на картинах: частый сюжет наивного искусства, частый символ. "Когда я шла сюда, здесь не было столько невест", - удивилась Оля. Невесты и вправду окружали плотной, белой, пластиковой, то ли докторовской, то ли бертоновской толпой.
Были магазины, посвященные полностью наивному искусству: оно теперь читалось в каждом зайце и каждом цветочном горшке.
В пиццерии сахарницей служила старинная фарфоровая чашка с куртуазной дамой в парике; через дорогу горела вывеска кондитерской "Эдемский сад". Прямо перед нами, на дороге, стояли накрытые скатертями длинные столы и за ними сидели с бокалами и тарелками знакомые до боли округлые бюргеры.

Я проводила Олю на автобус и направилась обратно, искать свою остановку. И, пройдя немного, отправила Оле сообщение:
"Слушай, какая-то фигня. Я иду по той же стороне улицы, и мне вместо невест показывают украшения. Винтажные и современные."
"Я тебе говорю, эти невесты там были ненадолго!" - получила от нее ответ.

И сами картины - то, что удалось сфотографировать. Как я уже сказала, часть описана словами, а другая сфотографирована. Это во мне борются слон с быком писатель с визуалом.

Ну и вот, собственно. Просыпайся, Жаклинка, давай играть! Ананасоголовая тетя и конечности солнечного круга.
IMG_20160706_193139

Вот такой сюрчик. Изначально были задуманы две ноги, аккуратно торчащие из пола, но где есть две - Жаклинка видит сразу три. И еще две сверху.
IMG_20160706_193153

Ожерелье из черных листьев и дом-в-руке. Ну, и артишок-глобус, но так было задумано, поэтому неинтересно.
IMG_20160706_193345

Перейдем, собственно, к выставке.
Коллажи из "спичечных коробков". У каждого - своя тема, свое название. Сие название не сохранилось :) Предлагаю вам придумать его самим :)
IMG_20160706_200451
IMG_20160706_200314
 А что может быть изображено на этой картине?
IMG_20160706_200027

Гамлет осенью. Осенний Гамлет. Вот уж не знала, что Шекспир писал трагедию маленькой деревушки.
Вот оно, Датское Королевство.
И - найдите Гамлета. И Офелию. И всех остальных персонажей.
IMG_20160706_200042

А это картина сербского художника. Мне нравятся барашки, похожие на мозги. А у главного барана - рога и попа. Рога - это ясно, а вот попа, растущая прямо из мозгов - это пять.
IMG_20160706_201156

А сейчас будет прелесть-прелесть. Я ее полюбила с первого взгляда. Настолько, что сфотографировала имя.
Вот такого размера котик жил в нашей гостинице в Амстердаме. Нет, он ПРАВДА был такого размера, в половину меня.
IMG_20160706_203543

Самый уютный в мире сон.
IMG_20160706_203600

Сразу ясно, кто кого ведет
IMG_20160706_203507

И здесь есть ведущий
IMG_20160706_203523

А у этой картины есть звук. Слышите?
IMG_20160706_203000

А здесь, как на натюрмортах Брейгеля (на сей раз Яна :)), цветы и фрукты разных сезонов одновременно.
Виноград и сирень, и новогодняя туя в кадке. И котик, который умеет не ронять чашки.
IMG_20160706_202727

Здесь тоже есть звук. Песня. И плеск воды. И мир огромный и незнакомый, даже если находится совсем по соседству.
IMG_20160706_203027

А эта картина называлась "Нью-Йорк". Почему? Не узнаю.
IMG_20160706_202054

"Праздник в лесу".
Особенно розовый заяц на дереве, ага.
IMG_20160706_203427

Фонарики!
IMG_20160706_200304

Добрый, задумчивый тигр.
IMG_20160706_202446

Мягкий подушечный мир
IMG_20160706_201716

Улыбается!
IMG_20160706_201836

Очень английская. Собачки-таракашки. И зеркальная вода.
IMG_20160706_202231

А вот так выглядело снаружи выставки.
Живые, занятые своими сплетнями манекены, которым дела нет до зевак.
IMG_20160706_201212

А когда плачущие ангелы невесты перестали ходить за нами по пятам, на их месте открылись пыльные сокровища.
IMG_20160706_213039

И Прекрасная Незнакомка. Работает манекеном, вглядывается в прохожих....
IMG_20160706_213023
Tags: Жызнь, У каждой крыши есть точка сдвига, Чудеса - наяву
Subscribe

  • Дырка

    Выхожу из офиса в уборную, смотрю - стоит мужик по плечи в потолке. Нижняя часть мужика на лестничке качается, голова где-то в небесах второго этажа.…

  • Ржа и инвертная колбаса

    Приснилось новое слово - ржа. Это то, над чем ржут. Наверное, укороченное от ржака. Но ржа мне нравится гораздо больше. *** Вчера за завтраком.…

  • От нашего снега вашему снегу

    Кто сказал, что у нас нет снега?! В Африке Израиле есть все, и не только в морозильнике. Только у нас снег специальный, за ним…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 32 comments

  • Дырка

    Выхожу из офиса в уборную, смотрю - стоит мужик по плечи в потолке. Нижняя часть мужика на лестничке качается, голова где-то в небесах второго этажа.…

  • Ржа и инвертная колбаса

    Приснилось новое слово - ржа. Это то, над чем ржут. Наверное, укороченное от ржака. Но ржа мне нравится гораздо больше. *** Вчера за завтраком.…

  • От нашего снега вашему снегу

    Кто сказал, что у нас нет снега?! В Африке Израиле есть все, и не только в морозильнике. Только у нас снег специальный, за ним…