Жаклинка (jacklinka) wrote,
Жаклинка
jacklinka

Categories:

Пару слов о Мирьям из Нацерета

Были мы в субботу на экскурсии в Нацерете. Весь Нацерет - это история Девы Марии. Здесь стоял ее дом, а здесь до сих пор течет тот самый источник,
возле которого Архангел Гавриил приставал к бедной девушке сказал ей "Аве, Мария" Радуйся, благодатная, нам выпала твоя карточка, а здесь дорога от дома к колодцу.
Смотрю я на все это, смотрю и закралась ко мне в голову мысль. Закралась, вреднюга, и сидит себе там. И чешется, то есть просит, чтобы ее написали человеческими словами. На бумаге, или на худой конец, на экранчике.
Это вовсе НЕ мое мнение, у меня вообще нет мнения. И не может быть, я своими глазами не видела, а сочинять истории и сама умею. Просто такая мысля, причем довольно разумная и логичная. Супереретическая, само собой. И ведь точно знаю, откуда выросла. Я ж сама по себе озабоченная мамашка половозрелой доченьки.
В средние века за эту мыслю меня бы с радостью побили камнями,  а потом сожгли на костре, для пущей верности. Пепел закопали и надпись написали...мдя.
Тогда, значится, дисклеймер :) Абсолютно серьезно. Христиан и сочувствующих искренне прошу не читать. Я ж сейчас буду порушать устои. Обожаю их порушать, кстати. И вообще, смотреть на все шиворот-навыворот.
Я же сама выросла, окруженная христианством. Мой двоюродный брат теперь простестантский епископ, ходит на работу в платье вот ни больше, ни меньше. Большая религиозная шишка. А я фиг поймешь что такое. Неправильная иудейка-агностик. И впридачу безумный фантазер.

2000 лет назад, в горной деревушке Нацерет жила-была девушка-сирота, по имени Мирьям. Деревня была небольшая, около тысячи душ, чуть больше, чем мой родной кибуц. Естественно, в таком маленьком посёлке все семьи были хорошо знакомы между собой. Мирьям была единственной дочерью пожилых родителей, и происходила из рода Леви, первосвященников, потомков царя Давида.

Было ей, вероятно, лет четырнадцать или пятнадцать, не больше. По нашим понятиям, ребенок, нимфетка несовершеннолетняя. А тогда в двенадцать уже выдавали замуж, то есть она считалась вполне зрелой девушкой на выданье. Старше она быть никак не могла, ибо тогда была бы уже замужем либо старой девой и на роль в истории не годилась.

Вовсе не походила она на тот образ, который принято изображать на иконах. Была она черноволоса и смугловата и внешне скорее напоминала современных арабов - здешнее солнце не оставляет выбора для тех, кто живет под ним из поколения в поколение.

В то время одинокая девушка была совершенно беззащитна и не имела никаких средств к существованию. Единственным выходом для нее было немедля выйти замуж и родственники, не откладывая дела в долгий ящик, скоро сосватали ее к Йосефу, вдовцу, пожилому по тем временам человеку, которому было, вероятно, лет двадцать пять-тридцать. Йосеф был уважаемый в деревне человек, плотник-золотые руки.

Их помолвили на специальной религиозной церемонии - ирусин.
Теперь молодая пара ждала свадьбы, живя, по-прежнему, по-отдельности. Свадьба должна была состояться еще через несколько месяцев. Ведь это дело дорогое и непростое - подготовить свадьбу, к тому же в иудаизме свадьбы устраиваются не в любые дни года.

И в это время девушка понесла. Неизвестно, кто был тому виной, может, молодой да прыткий сосед, а может, римский солдат. Но только обнаружила она, что беременна.

В то время помолвленная считалась уже принадлежащей мужу, и измена каралась чуть ли не смертью. Изменившую побивали камнями, а родить мамзера было самой постыдной в мире вещью.


Делать было нечего, и девушка призналась своему жениху.
Йосеф сжалился над девушкой и решил было отменить помолвку, но уходить Мирьям было решительно некуда. Остаться одной означало верную голодную смерть, и для нее, и для ребенка.

Вот тогда-то, от обуявшего ее страха и отчаяния, она и придумала всю эту историю. Про непорочное зачатие, про то, как явился ей у колодца архангел Гавриэль, а потом, через два дня, когда первые лучи солнца заглянули в комнату, пролился на нее божественный свет, как на Данаю, золотым дождем.

Непорочное зачатие в умах людей того времени не было чем-то из ряда вон выходящим. Ведь точно таким же образом родились Персей и Геракл - после того, как всемогущий Зевс нисходил к дочерям человеческим.

То ли Йосеф так сильно любил Мирьям, то ли поверил всей этой невероятной истории, но жену и ребенка оставил. И, когда пришло время объяснить родственникам, отчего у незамужней Мирьям такой подозритьельно круглый живот, рассказал теми же словами.

История молчит о том, поверили ли они всему, но, принять- приняли, ибо Йосеф был человек взрослый, уважаемый. А приняв, пошли рассказывать дальше. Что ж, вполне подходящая история для деревенских сплетен. Гораздо более занимательная, чем зачатие очередного мамзера. Так история обрела плоть и кровь, и передавалась из села в село, из уст в уста.

Дошла она и до волхвов, а уж для них воля небес, явление ангелов и непорочное зачатие - сам хлеб насущный.
А после рождения младенца, дошли слухи и до прокуратора. А Мессия, в еврейской традиции - не столько спаситель от грехов, сколько царь, правитель, лидер. Тот, за кем пойдут люди.А значит, непеременный возбудитель спокойствия и угроза римской власти.

Добрые люди по секрету передали о готовящемся избиении первенцев и Йосеф с Мирьям и младенцем бежали.
Уж не знаю, добрались ли они на самом деле до Египта, все же расстояния здесь немаленькие. На машине, да по хорошей дороге часов пять до современной границы, а сколько дней пешего или ослиного ходу, так и вовсе неизвестно. Скорее всего, семья скрывалась неподалеку, в меловых пещерах Кармеля, пещеры там прекрасные, многокомнатные. А односельчанам сказали, что уехали за границу, чтобы не искали.

Горевала Мирьям, когда вернулась и увидела, какую беду причинила односельчанам, да делать было нечего. Обратной дороги уже не было. Нужно было продолжать придуманную ею историю.

Сына Мирьям назвала Йешуа. Был он непохож на Йосефа, а если в деле был замешан римский солдат, то вполне мог родиться светловолосым - ведь римляне уже давно были перемешаны с варварами. В этом случае, вероятно, был он также светлокож и имел правильные черты лица, то есть, был красив - для нас с вами. Дети-полукровки часто бывают красивы и талантливы.

Сказавши "А", нужно было сказать и "Б". И Мирьям с Иосифом с детства внушали мальчику, что он сын Божий и родился в результате непорочного зачатия. И он им, конечно, поверил. Ведь родители никогда не врут.

В конце концов, Мирьям и самой стало казаться, что все это прозошло на самом деле. Ведь когда вокруг тебя все убеждены, трудно не поверить самой. Тем более, простой необразованной деревенской девушке.
К тому же, она души не чаяла в сыне.

Йешуа и вправду рос ребенком особенным. И вера в богоизбранность - его и родителей, только укрепляла его в своей особенности. Счастье, что она не испортила его.

А потом случилось то, что случилось. Уж не знаю, происходили ли описанные в Евангелиях чудеса на самом деле или верные ученики принимали желаемое за действительное. Или все эти невероятные события - плод фантазии старинных писателей. Тех, несомненно талантливых, авторов, что писали Евангелия и апокрифы.

А может, что-то кому и привиделось. Ведь зерно тогда умели хранилось плохо, и росли на нем, среди прочей плесени, грибки вида Aspergillus. Возможно, именно этим обьясняется большая часть чудесных видений у наших предков.

Это была атеистическая и нигилистическая часть повествования. Она закончилась, усе.

А теперь мои мысли по поводу высказанной мысли.

Вполне могло быть так. Или по-любому другому.
Самое главное во всем этом, что, в принципе, не суть важно, было ли непорочное зачатие на самом деле. Или все это - величайший в истории блеф. Главное - то, что люди верят.


Вера - это вообще мощнейшая и удивительнейшая штука, особенно когда она уже сидит в подсознании, в печенках. Именно она творит чудеса. Обыкновенные, земные, материальные, ежедневные, не-сверхестественные чудеса. Затерянные в статистике, но повернувшие вовремя нужное маленькое колесико истории. А когда одновременно верят миллионы людей, их вера каким-то непонятным образом суммируется и вероятности со статистиками становятся еще менее насущными. Так почему-то получается.
Вот такое имхо.


А еще представила такую картинку: попадает Мирьям на небеса. Встречает ее архангел Гавриил и говорит: "Не бойся, Мирьям, в этот раз я настоящий. Вот, даже можешь потрогать за крыло.
Даа, дорогая, натворила ты делов.
Ну что ж, назвался груздем - полезай в кузов. Будешь ты теперь работать Непорочной Девой Марией. Работы - невпроворот, сразу скажу. Но зато сплошное уважение и почет. И ныне, присно, и во веки веков.
Вот, гляди, и сыночка твоего мы уже припахали...."
Tags: А если?, Местный колорит, Портал из комнаты в комнату
Subscribe

  • Новые числительные от Элинор

    Диваннадцать Гораздо лучше, чем девятнадцать. И еще пять она произносит как пясть. Я даже поправлять не стала. Пясть гораздо ближе к правде.

  • Горошина

    По заднию из text-training "Happily ever after" (нужно дописать продолжение счастливого конца известной истории). В первое время недоверчивый принц…

  • И еще столь же дурацкий текст - "Астролябия"

    И еще одно задание про астролябию - нужно написать текст, в котором эта штука упоминается. Вышло что-то дичайше банальное, но что умеем, то и ткем.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 71 comments

  • Новые числительные от Элинор

    Диваннадцать Гораздо лучше, чем девятнадцать. И еще пять она произносит как пясть. Я даже поправлять не стала. Пясть гораздо ближе к правде.

  • Горошина

    По заднию из text-training "Happily ever after" (нужно дописать продолжение счастливого конца известной истории). В первое время недоверчивый принц…

  • И еще столь же дурацкий текст - "Астролябия"

    И еще одно задание про астролябию - нужно написать текст, в котором эта штука упоминается. Вышло что-то дичайше банальное, но что умеем, то и ткем.…